Правда о Катыни
: Главная : : Новости : : Содержание : : Вопросы и ответы : : Форум : : О проекте :


 Поиск 

 Содержание 
Введение
Официальные документы
Версии
Свидетельства
Публикации
Места захоронений

 Партнёры 

Интернет-магазин Делократ.Ру - Правильные идеи по доступным ценам

 Сервис 
Расширенный поиск
Ссылки
Форум

 О сайте 
Сайт http://katyn.ru «Правда о Катыни. Независимое расследование» – является интернет-ресурсом международного проекта «Правда о Катыни», созданного для выяснения истинных обстоятельств одного из самых загадочных и противоречивых эпизодов Второй Мировой войны – Катынского расстрела. Более подробно о целях проекта можно прочитать в разделе сайта «О проекте».
Наш контактный e-mail: info@katyn.ru

В оформлении дизайна сайта использованы фотоматериалы из книги «Amtliches Material zum Massenmord von Katyn» (Berlin, 1943) и фотографии из архива Алексея Памятных.

 Статистика 







 Содержание 
Начало раздела > Публикации > Полемика > 2000-2006 г.г. Владислав Швед и Сергей Стрыгин против Якова Кротова.

2006 г. Ответ Я.Кротова от 16 мая 2006 г.


Польша и Россия

Несколько лет назад российские "державники" нашли способ ответить на польские попытки узнать правду о Катыни: заявили, что поляки не имеют вообще права судить русских, п.ч. сами в 1920-е годы целенаправленно мучили и уничтожали российских военнопленных. Я тогда напечатал заметку в "Московских новостях", в которой рассказывал о судьбе моего деда, Лазаря Гиндина, побывавшего в польском плену, и высказал простую мысль: симметрии в преступлениях русской и польской военщины нет, п.ч. русские в Польше были захватчиками, а поляки в России - нет.
Гг. Сергей Стрыгин и Владислав Швед опубликовали в интернете статью, где вступили со мной в полемику. Ответить им на том сайте, где статья опубликована, не могу - там форум немодерируемый и изобилует, естественно, разнообразными текстами, которые пишут пишут стажеры Лубянки под разными псевдонимами - "руслох", в данном случае.

Впрочем, и здесь особенно полемизировать я не собираюсь. Мои оппоненты призывают меня к "открытой полемике", но я полагаю, что прежде всего они должны потребовать "открытости" от правительства России. Только после того, как рассекретят все катынские материалы, можно будет говорить об "открытой полемике". Пока материалы засекречены - работает презумпция виновности: засекретили - значит, признали свою вину.

Тем не менее, замечу: вопрос прежде всего в нравственном выборе. Для моих оппонентов солдат - не виноват в том, что участвовал в захватническом набеге. Для меня - виноват, даже если этот солдат мой дед. Они ссылаются на то, что солдат одурманили пропагандой большевики, я считаю, что человек свободно делает выбор всегда. Позиция моих оппонентов приводит к тому, что они снимают вопрос о том, какую войну вела Россия против Польши, и обсуждают лишь вопрос о том, плохо или хорошо было отдельным людям. Для меня же и лично солдат захватнической армии отвечает за попытку захвата.

Для меня же есть вопрос не только личной ответственности, но и коллективной. Россия - и мы, её граждане, то есть те, кто сознаёт себя гражданином, свободно делающим выбор, а не жертвой очередной правительственной "политики" - не имеет морального права предъявлять Польше вообще никаких претензий, потому что Россия - страна, намного более сильная, чем Польша, в течение нескольких веков насильственно присоединила к себе часть Польши, удерживала Польшу насильственно, последний раз не погнушалась объединиться с Гитлером для насилия над Польшей. Я лично за это отвечаю и потому не могу предъявлять полякам никаких претензий, а также отрицаю за другими гражданами России право на претензии к Польше. Возможно, поляки хотели захватить Киев, чтобы создать буфер между собой и Россией - мы не имеем права их за это осуждать после всего, что Россия причинила полякам в XVIII-XX вв.

Впрочем, возможно, гг. Стрыгин и Швед - не граждане России. Тогда пусть не участвуют в "споре славян между собою".

Окончание следует - помнится, в ЖЖ объём текста какой-то не очень большой предельный.


Польша и Россия: второстепенные замечания

Мои оппоненты, очевидно, не историки. В качестве весомого доказательства они апеллируют даже к мнению Деникина, который никогда не посещал польские лагеря военнопленных; вполне некритично принимают они оценки и столь ангажированных источников как тексты большевистских авторов. Мне кажется, что мои оппоненты вообще лукавят, когда говорят, что хотят со мной открытой полемики. Они и в статье-то пишут: "Не будем вступать в дискуссию с Я.Кротовым". Тогда - зачем вступили?
Кроме того, мои оппоненты сильнейшим образом идеологически ангажированы. К вопросу о российско-польских отношениях они присоединяют публицистический выпад против "антисербской" политики косоваров. Особенно заботит их национальный вопрос - они подчёркивают - точнее выделяют жирным шрифтом, что поляки особенно плохо относились к русским (и, замечают затем, но уже без выделения - к евреям). Между тем, мой дед - именно еврей, однако ни в письмах, ни в записанных воспоминаниях, ни в разговорах (я вынужден напомнить, что общался с ним много) не утверждал, что это навлекло на него какие-то особые беды в лагере.

Полемику о польских лагерях 1920-х годов начали публицисты, которые отличались антисемитизмом и шовинизмом. Они не имеют ни профессиональных навыков исторического исследования, ни доброй нравственности. Триумфализм былых времён сменился у них ресентиментом, характерным для шовинистов "Третьего мира". В тексте Стрыгина и Шведа я не обнаружил ничего сверх описанного феномена.

На всякий случай - поскольку полемисты такого лагеря обычно очень циничны и видят в своих оппонентах людей продажных (и купленых) замечу, что я не испытываю ни малейших симпатий к польскому политическому и интеллектуальному истеблишменту, связей с ним не поддерживаю, очень огорчён высоким накалом польского клерикализма, черносотенства и антисемитизма, но особенно тем, что даже наиболее демократичные представители польской элиты полагают, что России нужна "твёрдая рука", не верят в то, что свобода и демократия практичны не только в Европе и США. Я не Польшу защищаю, а точность в видении фактов и и в их нравственной оценке.

Свящ. Яков Кротов

16 мая 2006 г., 8.17

Размещено на форуме сайта "krotov.info" - http://community.livejournal.com/forumkrotov/


Дата: Вторник, 16 Май 2006
Прочитана: 2918 раз

Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Вернуться назад