Re: А.Н. Головкин. Из книги "ДОРОГА В МЕДНОЕ". (Обстоятельства расстрела.)
В книге «ДОРОГА В МЕДНОЕ» (Ржев: Альба плюс. – 2001. – 72 с), автор – Анатолий Николаевич Головкин, на страницах 27 и 28 описаны обстоятельства расстрела польских военнопленных:
«Операция по расстрелу польских военнопленных началась с 21 марта 1940 года.
Пленных из Осташковского лагеря пешком конвоировали небольшими группами по льду озера Селигер.
Они двигались от острова Столбный, где находился лагерь, в местечко Тупик, теперь оно называется Сплавучасток. Там пленных грузили в тюремные вагоны и отправляли поездом в город Калинин. Отправка пленных из Осташковского лагеря началась 5 апреля 1940 года и закончилась в мае 1940 года. Когда по льду передвижение стало невозможным, пленных перевозили на катере, последний рейс был скорее всего 19 мая 1940 года.
5 апреля 1940 года начальник УНКВД по Калининской области Д.С. Токарев сообщал в наркомат шифровкой: «Первому наряду исполнено № 343». Как он пояснил при допросе следователю военной прокуратуры в 1991 году, именно столько польских военнопленных – 343 человека – 5 апреля 1940 года было погружено в тюремные вагоны для отправки в тюрьму, что находилась в подвальном помещении УНКВД в городе Калинине, на улице Советской.
Эта партия пленных, как и другие, была принята от конвоя комендантом калининской тюрьмы. Там их расстреливали в затылок, обычно палачи убивали жертву с первого выстрела, но некоторых они убивали двумя-тремя выстрелами.
Для расстрела польских военнопленных и руководства этой операцией из Москвы были присланы майор госбезопасности Синегубов, начальник комендантского отдела НКВД СССР майор госбезопасности Блохин и начальник штаба конвойных войск комбриг Кривенко. Они поселились в салон-вагоне на станции Калинин в тупике, депеши из Москвы шли на имя Блохина. Технологию расстрела разработали Блохин и комендант Калининского УНКВД Рубанов. Одну из камер обшили кошмой, чтобы не слышны были выстрелы, тюрьму временно очистили от других заключенных. Из камер поляков поодиночке приводили в «красный уголок», по-другому, в Ленинскую комнату. Там сверяли данные: фамилию, имя, год рождения. Потом надевали наручники, вели в приготовленную для расстрела камеру и стреляли из пистолета в затылок. В расстрелах принимали участие 30 палачей. Расстреливали из немецких пистолетов «пальтер»,поскольку советские табельные пистолеты ТТ быстро выходили из строя. Блохин привез целый чемодан этого оружия, сам выдавал его, после окончания расстрела очередной партии вновь запирал оружие в чемодан. За ночь расстреливали от 200 до 300 человек. В первую ночь перед расстрелом в кабинет Токарева пришли Блохин, Синегубов и Кривенко. Блохин сказал: «Ну пойдемте, начнем». Перед расстрелом Блохин надел спецодежду: кожаную коричневую кепку, длинный того же цвета кожаный фартук, такие же перчатки с крагами выше локтей.
Трупы из камеры выносили через вторую заднюю дверь и бросали в крытые грузовики. Затем на 5-6 машинах везли тела к месту захоронения в окрестностях села Медное. Место захоронения польских граждан Блохин выбирал сам. Он же привез из Москвы двух экскаваторщиков.
Когда операцию завершили, в салон-вагоне устроили банкет. Правда, пили и так каждый день после расстрела. Блохин постоянно покупал спиртное ящиками. В расстрелах активное участие принимал и шофер Токарева. Токарев передал тайну захоронения в Медном своему преемнику Семенкову, который позднее стал заместителем заведующего отделом ЦК КПСС.
21 мая 1940 года ответственный за всю операцию по расстрелу польских граждан Сопруненко указал в справке, что из Осташковского лагеря отправлено в УНКВД по Калининской области 6287 человек и в Юхновский лагерь 112 человек, всего 6399 человек.
25 мая 1940 года начальник Осташковского лагеря военнопленных доложил в Управление НКВД СССР по делам военнопленных о проделанной работе.
<…>
Стр. 29. В этом докладе указан находящийся в лагере контингент военнопленных:
Всего поступило военнопленных – 15 991 чел.;
Из них: рядового состава армии – 9413 чел.;
спецконтингента и офицерского соства – 6578 человек.
Было этапировано: в Германию – 2513 человек, в Латвию – 7 человек, распущено по домам – 7094 человека, этапировано в распоряжение органов НКВД – 18 человек, этапировано в другие лагеря – 235 человек, отправлено в УНКВД по Калининской области – 6288 человек, умер в лагере 41 человек, отправлен в Калининскую психбольницу 1 человек».