Тема: Штрихи к портрету Андрея Владимировича Михайлова
Штрихи к портрету Андрея Владимировича Михайлова, ангажированного специалиста по рекламе, впоследствии -- журналиста ярославской прокладки газеты "Аргументы и Факты".
***
Кировский районный суд г. Ярославля 17 октября 2006 года
Стенограмма допроса А.В.Михайлова - свидетеля со стороны истца
Пояснения к тексту стенограммы:
СУДЬЯ – судья Кировского районного суда г. Ярославля Малахов Виктор Авенирович
ДВОРКИН – истец Дворкин Александр Леонидович
КАРЕЛОВ – адвокат истца Карелов Александр Александрович
ОЛЕЙНИКОВА – ответчик, главный редактор газеты «Екклесиаст» Олейникова Юлия Артуровна
РЯХОВСКИЙ – адвокат ответчика Ряховский Владимир Васильевич
ПЧЕЛИНЦЕВ – адвокат ответчика Пчелинцев Анатолий Васильевич
МУХТАРОВ – один из организаторов приезда А.Л.Дворкина в Ярославль Мухтаров Евгений Олегович
«ЦЕРКОВЬ БОЖЬЯ» - название ярославского религиозного объединения ХВЕ «Новое поколение» после перерегистрации в 2002 году.
СТЕНОГРАММА
Допроса А.В.Михайлова - свидетеля со стороны истца
КАРЕЛОВ: Ваша честь, в судебное заседание прибыл свидетель Михайлов Андрей Владимирович, которого мы просим допросить по тем же обстоятельствам.
РЯХОВСКИЙ: Мы возражаем, поскольку он является заинтересованным лицом, выступал в нашем судебном процессе свидетелем, свидетельствовал против нас…
ОЛЕЙНИКОВА: И участвовал в конфликте в 2004 году…
РЯХОВСКИЙ: Вот, - и участвовал в конфликте.
ОЛЕЙНИКОВА: Можно я расскажу? У нас проходили в позапрошлом году богослужения в цирке…
ПРИСУТСТВУЮЩИЕ: (смеются)
РЯХОВСКИЙ: Арендовали цирк для проведения богослужений – это самая большая площадка…
ОЛЕЙНИКОВА: Да! И туда пришел господин Михайлов, и когда нанятая служба охраны попросила предъявить его удостоверение журналиста, он затеял драку, после чего еще с одним человеком, участвовавшим в драке, был доставлен в Кировский РОВД, поэтому я считаю, что он не…
СУДЬЯ: Это, опять же, вопрос оценки. Суд определил допросить Михайлова в качестве свидетеля по данному делу…
СУДЬЯ: Дату и место Вашего рождения скажите пожалуйста.
МИХАЙЛОВ: 15 мая 1962 года, Владимирская область.
СУДЬЯ: Адрес Ваш назовите.
МИХАЙЛОВ: Прописан в Ярославле на ул. Елены Колесовой, дом **, квартира **.
СУДЬЯ: Последнее место Вашей работы и занимаемая должность.
МИХАЙЛОВ: Специалист в области маркетинга и рекламы ООО «ИТ-Консультант».
СУДЬЯ: Пожалуйста, вопросы.
ДВОРКИН: Андрей Владимирович, Вы в 2003 году кем работали?
МИХАЙЛОВ: В 2003 году, как раз когда Вы выступали с лекцией в здании на улице Собинова, я никем не работал, поскольку только что уволился из газеты «Северный край», а на следующую работу в газету «Ярославская неделя» еще не поступил, и у меня как раз было свободное время.
ДВОРКИН: И Вы присутствовали на моем выступлении?
МИХАЙЛОВ: Да.
ДВОРКИН: Скажите пожалуйста, видели ли Вы там кого-то из присутствующих здесь, то есть в зале и в коридоре, людей, и если да – опознайте их.
МИХАЙЛОВ: Госпожа Олейникова вот сидит. Еще в том зале находился Евгений Мухтаров, он тоже здесь.
ДВОРКИН: Помните вопрос, который исходил от молодого человека – он сидел рядом с госпожой Олейниковой и, в частности, задавал вопрос о моей работе в МГУ и предъявлял письмо Засурского, что меня якобы уволили из-за недостаточного образовательного уровня?
МИХАЙЛОВ: Как раз такого вопроса я и не помню, поскольку это было все же три года назад…
ДВОРКИН: И ответа моего, естественно, тоже не помните?
МИХАЙЛОВ: Дело в том, что Вы несколько раз приезжали в Ярославль, и этот вопрос Вам задавали неоднократно – и вообщем-то я знаю, что Вы в таких случаях всегда отвечаете, что это письмо подложное, и никто не лишал Вас права преподавания…
ДВОРКИН: Помните ли Вы вопрос относительно сатанистов?
МИХАЙЛОВ: А как же! Вот его как раз помню. Когда начались вопросы из зала – то этот вопрос задала пожилая женщина, по всей видимости учительница. Она спросила, как у нас обстоят дела с сатанистами в Ярославской области.
ДВОРКИН: Скажите пожалуйста – насколько Вы помните, что я ответил на этот вопрос?
МИХАЙЛОВ: Вы ответили, что как обстоят дела с сатанистами в Ярославской области, Вы сказать не можете, поскольку здесь не живете, а вот как обстоят дела с сатанистами в целом – можете сказать вполне. Вы в частности говорили, что про сатанистов пишут гораздо больше, чем их есть на самом деле, и приводили в качестве примера историю о том, как одна из «желтых» газет – если мне не изменяет память, «Экспресс-газета», - в первоапрельском номере написала статью про секту сатанисток-«крысятниц». Вы подчеркнули, что совершенно достоверно знаете, что это был розыгрыш. Но потом, тем не менее, многие восприняли историю всерьез, и потом Вы увидели материал о «секте крысятниц» уже в каком-то справочнике, посвященном нетрадиционным религиозным организациям в России. Ну и, кроме того, Вы сказали, что почему, собственно говоря, пресса пишет о сатанистах чаще, чем о других конфессиях – это потому, что тронь религиозную организацию, и немедленно последует иск в суд, а если пишешь о сатанистах, то есть стопроцентная гарантия, что они в суд не подадут. Вы сказали, что о сатанистах нужно, по-возможности, писать поменьше, поскольку в отношении сатанистов не бывает антирекламы и действует принцип, сформулированный в свое время рейхминистром пропаганды доктором Геббельсом: «Неважно, что про нас говорят. Важно, что говорят!». А говорят о сатанистах много и, как правило, совершенно не по делу. Я в частности знаю, что когда у нас в Ярославле появились доморощенные анархисты, которые принялись разукрашивать стены своим фирменным знаком – буквой «А», вписанной в круг – то многие бабушки крестились: «Ай-ай, сатанисты!». Та же история повторяется с памятниками. Памятник из цветного металла уволокли с кладбища – и тут же сообщается, что это тоже сатанисты…
ДВОРКИН: А призывал я присутствовавших журналистов к ответственности и осторожности, когда они пишут статьи?
МИХАЙЛОВ: Ну, на самом деле практически всё Ваше выступление в данной части к этому и сводилось. Еще могу добавить, что присутствовавший там же Евгений Мухтаров уточнил, что сатанисты в регионе действительно есть - в Ярославле существует то ли два, то ли, не помню, три ковена, то есть групп по 13 человек. Но как раз к ним, ничем себя не проявляющим, отношение у органов охраны правопорядка негативное, но спокойное. Дело, конечно, нехорошее, но претензий правового порядка к ним нет… И потом, почему мне еще этот вопрос запомнился? Вскоре после Вашего выступления мне попалась на глаза газета «Екклесиаст» со статьей, и меня неприятно поразил пассаж, где утверждалось, что Александр Леонидович Дворкин защищает сатанистов. Потому что одно дело, когда госпожа Олейникова могла, не подумав и не проверив информацию, поставить некую фальшивку, гуляющую по Интернету, в свое издание, и другое – когда заявляет о том, что Вы защищали сатанистов, прекрасно зная, о чем Вы говорили на самом деле… Непрофессионализм журналиста просто запредельный.
КАРЕЛОВ: Скажите пожалуйста, а вот в ходе лекций Дворкина звучали ли какие-то призывы к межконфессиональной розни, к конфликтам, крайне негативные высказывания в адрес других религий, деноминаций и так далее?
МИХАЙЛОВ: Такого не было.
КАРЕЛОВ: Скажите, выступления Дворкина могли повлечь в Ярославской области какие-то конфликты, рознь межрелигиозную?
МИХАЙЛОВ: Разумеется, нет. А вот публикации против Дворкина в газетах вызвали, так сказать, действительно достаточно сильное напряжение между православными и сектантами. Я сам был свидетелем разговоров на остановке, когда вербовщики-неопятидесятники распространяли эту газету – де, вот смотрите, он нас ругает, а сам сатанистов защищает, и агент ЦРУ к тому же…
КАРЕЛОВ: Скажите, вина Александра Леонидовича в этом есть?
МИХАЙЛОВ: Ну, не он же это писал. Отвечать должны те авторы и то издание, которое подобную информацию публикует.
КАРЕЛОВ: У меня нет вопросов.
РЯХОВСКИЙ: Скажите пожалуйста, на скольких лекциях Вы были в октябре 2003 года?
МИХАЙЛОВ: На одной.
РЯХОВСКИЙ: Что это за мероприятие было – утреннее или вечернее?
МИХАЙЛОВ: Вечернее.
РЯХОВСКИЙ: Скажите пожалуйста, у Вас были конфликтные ситуации с церковью христиан веры евангельской-пятидесятников?
МИХАЙЛОВ: У меня с ней конфликтных ситуаций не было, а вот у нее со мной – были.
ЗАЛ: (смеется)
РЯХОВСКИЙ: А почему?
МИХАЙЛОВ: Я не знаю, почему-то Ваши единоверцы не любят людей с фотоаппаратами…
РЯХОВСКИЙ: Ну вот буквально коротко расскажите, что произошло.
КАРЕЛОВ: Ваша честь, никакого отношения к рассматриваемому делу это не имеет.
МИХАЙЛОВ: Да нет, я могу сказать несколько слов, ничего страшного.
ДВОРКИН: Этот случай был до моего визита или после?
МИХАЙЛОВ: До. Это было в 2002 году, 7 августа. Я эту дату очень хорошо помню, поскольку как раз седьмого августа в федеральной газете «Труд» была опубликована статья обо мне и моей образцовой семье. Так вот. Как раз в это время в Ярославль прибыл проповедник Дэвид Хасавей – это не шутка, это фамилия такая у человека, и проводил так называемый фестиваль в стиле «слепые ходят, глухие видят, хромые слышат».
РЯХОВСКИЙ: Ну так что за конфликт был?
МИХАЙЛОВ: Просили рассказывать – попрошу меня не перебивать.
РЯХОВСКИЙ: Вам суд же сказал – обозначьте только суть конфликта.
МИХАЙЛОВ: Поскольку я тогда работал в газете «Северный край», то пришел туда и сделал несколько фотоснимков для того, чтобы впоследствии опубликовать их в газете. После этого ко мне подошел служитель вашей «церкви».
ПЧЕЛИНЦЕВ: Не нашей.
МИХАЙЛОВ: Ну не знаю, по-моему вашей, - служитель «Церкви Божьей», - и сказал, что здесь фотосьемку вести запрещено. Я его спросил: на каком основании Вы это требуете? Покажите, пожалуйста, решение, на основании которого запрещено снимать.
РЯХОВСКИЙ: Ну так а дальше-то, дальше что произошло?
МИХАЙЛОВ: И когда я отказался это сделать, мне начали выкручивать руки, вырвали фотоаппарат и засветили пленку. Вот. Что Вас еще интересует?
РЯХОВСКИЙ: Чем закончилось, обращался ли кто-нибудь в милицию?
МИХАЙЛОВ: Обращался.
РЯХОВСКИЙ: Проводилась ли какая-либо проверка?
МИХАЙЛОВ: Проводилась… На следующий день у здания того же цирка я опять встретился с вашим единоверцем. И когда я его попытался сфотографировать просто возле цирка – он опять набросился на меня с кулаками.
РЯХОВСКИЙ: Наверное, потому что надо разрешение спросить?
МИХАЙЛОВ: Я не буду просить у него разрешение фотографировать точно так же, как не буду просить разрешения на него посмотреть Потом это всё, правда, попало на «Городской телеканал», и он просил у меня извинения…
ПЧЕЛИНЦЕВ: Вопросов больше нет.
КАРЕЛОВ: У меня вопрос. Андрей Владимирович, вот этот конфликт как-то повлиял на объективность Ваших показаний в сегодняшнем судебном заседании?
МИХАЙЛОВ: Да нет. Сейчас, честно говоря, смешно даже вспоминать. Вы знаете, мне в качестве корреспондента приходилось много фотографировать на массовых мероприятиях – и у коммунистов, и у ЛДПР, и у нацболов. Но никому почему-то не приходило в голову, что я должен просить на фотосъемку разрешения…
СУДЬЯ: Спасибо, нет больше вопросов.
Текст подготовил по аудиозаписи
Евгений Мухтаров