1

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

УВЕКОВЕЧЕНИЕ ГЕРОЯ «РОМАНА УЖАСОВ»
На юге Сибири вновь пробудился интерес к личности легендарного партизанского вожака Григория Рогова, изображенного в «Ватаге», скандальной повести Вячеслава Шишкова.
Наступивший год -- это год 85-летия издания «Ватаги», которую чаще полагают романом, и 135-летия со дня рождения писателя. Вряд ли эти даты останутся незамеченными в его родном Бежецке.
А в октябре на ранее безымянной могиле Григория Рогова в алтайском селе Хмелевке открылась мемориальная доска. Увековечению прототипа героя «романа ужасов» содействовали два бывших директора местной школы -- барнаульский профессор Павел Костенков и Виктор Полторыхин.

ВТОРОЙ МАХНО
Григорий Федорович Рогов -- один из виднейших анархистских вожаков России. Если учесть, что личность Нестора Махно теперь принадлежит истории самостийной Украины, то именно Рогова можно считать главным российским батькой. Отряды роговцев исчислялись многими тысячами партизан, сражавшихся против как Колчака, так и регулярных войск Красной армии на территории Алтайской и Томской губерний.
Заслужив на русско-японской и германской войнах чин фельдфебеля и Георгиевский крест, Рогов начал борьбу против Временного Сибирского правительства, а затем Колчака лишь с десятком бойцов, закончил же ее настоящим народным полководцем. Только с июля по декабрь 1919 года роговцы одержали около 20 побед над колчаковцами и бойцами «Дружин Святого креста». Так, в бою под Сорокино партизаны разбили полуторатысячный отряд поручика Романовского, а под Зырьяновкой уничтожили эскадрон голубых улан атамана Анненкова численностью в 700 сабель.
21 декабря 1919 года отряд Рогова штурмом выбил полк колчаковцев из Щегловска (ныне Кемерово, столица Кузбасса). Через день роговцы вышли к станции Топки на Транссибе, где ввязались в бой с белыми частями, отступавшими к Красноярску. Сражение длилось около суток…
Пожалуй, никогда партизаны Алтая не были сплочены в такую мощную и мобильную боевую единицу, как в конце ноября 1919-го. В их батальонах насчитывалось до 10 тысяч человек, десятки пулеметов и даже два полевых орудия. Рейд роговцев по колчаковским тылам стал прообразом будущих походов ковпаковцев по тылам фашистов. Любопытно, что в отряд Рогова был мобилизован Семен Владимиров, впоследствии конструктор авиационного бикалиберного оружия -- знаменитой пушки/пулемета ШВАК. Там он впервые познакомился с различными образцами стрелкового оружия, в том числе и автоматического, быстро освоил их и организовал в отряде мастерскую по ремонту оружия. Официальная биография С.В. Владимирова с упоминанием Рогова -- неплохое свидетельство серьезной постановки боевого дела у роговцев. Этого не заметили бдительные товарищи, которые упорно показывали Роговцев бандой отъявленных врагов народа.

ВОКРУГ «ВАТАГИ»
«Ватага» не переиздавалась до самой перестройки.
«Это бунтарство, вылившееся в своеобразную форму сибирской пугачевщины, заинтересовало автора как стихийное явление отрицательного порядка, -- писал сам В.Я. Шишков. -- Но, имея под руками лишь разрозненные, неполные данные о зыковской ватаге, автор нашел возможным выключить историческую фактичность из плана своей работы и поставить в центре романа психологию масс, лишенных идейного руководства. Поэтому все описываемые события сдвинуты с исторического фокуса».
Вольно или невольно Вячеслав Шишков порядком очернил Рогова, поэтому его «Ватага» вызвала резкие отклики уже в 20-х годах.
«Эта страница преподнесена в таком смердящем виде, что незнакомому с историей гражданских битв становится жутко и мерзко: неужели в самом деле такими зыковыми, хотя бы и косвенно, хотя бы случайно, хотя бы и редко творились объективно революционные дела?.. -- сетовал Дмитрий Фурманов. -- Опасность от «Ватаги» усугубляется тем, что написана повесть хорошо, читается с большим захватом!»
А партизанский начальник В.Г. Яковенко в августе 24-го утверждал в «Известиях»: «Партизанское движение», описываемое Шишковым, -- воистину должно быть взято в кавычки, ибо ничего общего с движением, имевшим место в действительности, оно не являет... В повести Шишкова много бога, много блуда, дичи и еще более крови, но... нет ни слова правды».
То, что «Ватага» -- результат заблуждений Шишкова, считал и автор критико-биографического очерка о писателе И. Изотов: «Повесть мало исторична… Писатель впадает в самый грубый натурализм...» А по мнению критика Ю. А. Андреева , «…исследователи, вероятно, не давали себе труда либо перечитать, либо… прочитать «Ватагу» -- лишь добывали любой ценой факты к теории преодоления «поэтизации стихии»... Это мрачное, трагическое повествование о драматических поворотах жизненного пути человека, свихнувшегося в поисках веры, это развенчание фанатика-изувера, и вот «поэтизация стихийности»! «Страшная русская сказка-быль» -- так назвал сам Вяч. Шишков «Ватагу» -- это верное определение; но какая там «быль» и какая там «страшная», если стоит задача найти и искоренить не только поэтизацию стихийности, но даже самое изображение стихийности!»
В сообщениях о налетах Григория Рогова уцелевшие сторонники адмирала Александра Колчака писали о многочисленных грабежах, совершаемых роговцами, о зверских убийствах местных жителей, в большинстве своем зажиточных селян, о бесчеловечной расправе над священниками и надругательстве над церковными святынями. Однако о самом Рогове управляющий Алтайской губернией в своем донесении в Томск пишет так: «Рогов, являясь, безусловно, инициатором перечисленных грабежей и убийств, в совершении их сам не участвовал».


РЕЙД НА КУЗНЕЦК
Сюжет шишковской «Ватаги» закручен вокруг зачистки Роговым (Зыковым) Кузнецка (ныне Новокузнецк, воспетый поэтом как город-сад). Роговцы вошли в него 9 декабря 1919 года. При этом, по воспоминаниям некоторых из них, перед вступлением отряду был зачитан приказ о том, что за грабеж, насилие и убийство виновные будут расстреливаться без суда на месте преступления. Увы, преступлений хватало: по некоторым данным, вырезали едва ли не полгорода.
Позже многие историки и писатели обвинили в насилии и убийствах исключительно роговцев, хотя при детальном исследовании выясняется, что причастны к ним были и кузнецкие партизаны из отряда Черкасова, и не входивший в состав роговского соединения отряд Толмачева. Уголовников из тюрем выпустили именно толмачевцы, вошедшие в город 5 декабря.
Досталось Кузнецку и от временно вернувшихся в него белогвардейцев.

СМЕРТЬ РОГОВА
После воцарения в Сибири власти ревкомов под началом калязинца Василия Шорина, помощника главкома Вооруженных сил Республики по Сибири, вновь началось возрождение атрибутов «колчакии» -- налогообложения (а точнее, разверстки), мобилизации, жесточайшего преследования инако- и всякомыслия, только уже не под российским триколором, а под красным знаменем. И видимо, не поверилось Рогову, что эта власть своя, народная, -- он снова ушел в тайгу.
Вместе с женой Александрой Сергеевной и несколькими бывшими партизанами он жил в небольшом лесном лагере, огороженном завалом из деревьев. Этот завал и забросали гранатами напавшие на лагерь бойцы ЧОН (части особого назначения), а командир их Чирков застрелил в спину из винтовки жену Рогова, подавшую сигнал тревоги. Женщину привезли в ближайшую деревню и бросили возле магазина: «Нате вашу лесную царицу». Сын Рогова Сергей, еще подросток, тоже подался в повстанцы.
6 мая 1920 года Алтайское бюро РКП (б) постановило «увеличить ответственность местных властей, не объявляя чрезвычайного положения. Рогова назвать белогвардейцем». Уж точно -- за что боролся Рогов, на то и напоролся.
Профессор Костенков рассказывает о покушении на Рогова. Так, некая Лукерья затеялась угостить Рогова пельменями, начинив их стрихнином. А на одном из митингов на Рогова бросился мужик в монашеском облачении и с топором. Григорий, сидя на коне, успел уклониться, -- топор лишь разрубил седло. Много раз он мог погибнуть в открытом бою, однако смерть принял от представителей власти, которую сам же и устанавливал в 17-м году. Произошло это трагическое событие в ночь на 3 июля 1920 года в селе Евдокимове. Рогов и преданный ему командир эскадрона Возилкин (Вязилкин) заночевали на сеновале у крестьянина Евгения Тагильцева. Тот обещал, что не выдаст, но тут же «стукнул» в сельсовет. Местные коммунисты собрали десятка два людей и обложили недавних братьев по оружию, как волков. Рогов пытался уйти, но был ранен в ногу Полетаевым, председателем партячейки села Дмитро-Титовское. Позже в протоколе собрания этой ячейки было сказано, что, получив ранение, Рогов застрелился. Однако есть свидетельства, что жизнь Рогова оборвал второй выстрел Полетаева. В протоколе написали о самоубийстве, потому были основания опасаться быстрой и безжалостной мести от рук товарищей Рогова.
Боевые друзья легендарного командира не оставили его тела: рискуя многим, возможно и жизнью, они перевезли труп Рогова в Хмелевку, где и захоронили у церковной ограды, сровняв для безопасности могилу с землей. Через четыре месяца, когда стало относительно тихо, тело Рогова было так же тайно перенесено в братскую могилу партизан в Хмелевку. Но все эти годы среди 16 фамилий борцов, погибших в борьбе за народное счастье, не было имени их вожака.
…В 1921 году многие уцелевшие роговцы впоследствии участвовали в антиправительственном Западносибирском восстании -- действительно народном из-за огромного числа повстанцев (свыше ста тысяч) и по охвату огромных территорий. Главными лозунгами повстанцев были: «Советы без коммунистов!», «Отмена разверстки», «Право свободно распоряжаться хлебом».

КУЗНЕЦКИЙ ЧАПАЕВ ИЛИ ПАЛАЧ?
В начале ноября в редакцию одной из газет Кузбасса пришло письмо от Артура Буха, жителя села Кытманово Алтайского края. Артур Федорович рассказал об установке мемориальной доски: «И хотелось бы дожить мне до того дня, когда в нынешнем Кузнецке люди бы знали, что Рогов освобождал город, а не грабил и не убивал мирных граждан…»
Казалось бы, справедливость восстановлена. Но бытуют и другие точки зрения. Так, известные сибирские журналисты Савва Михайлов и Мэри Кушникова говорят о «безобразиях» не только Григория Рогова, Ивана Новоселова, Матвея Ворожцова, но и военного комиссара Кузнецка Романа Тагаева.
Противоречивое отношение к личности Рогова и к людям, его окружавшим, сохраняется по сей день. О том, почему это происходит, хорошо сказал писатель и историк Вадим Кожинов: «Тот очевидный факт, что сегодня так или иначе продолжается политическая и идеологическая борьба, начавшаяся на рубеже XIX -- XX веков (если выразиться наиболее кратко и просто, борьба между «капитализмом» и «социализмом»), побуждает прийти к существенному выводу: история России XX века еще не стала для нас в истинном смысле слова прошлым, мы еще, в сущности, не можем смотреть на нее из действительно будущего, то есть иной «новой» исторической эпохи, наступающей тогда, когда итоги предыдущей так или иначе подведены и о них в самом деле можно судить беспристрастно».
…Феномен Григория Рогова все еще неотделим от нашей нынешней жизни. Разобраться в нем не так-то просто. Видимо, не случайно профессор ТвГУ Валерий Редькин, удостоенный литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина за 1999 год за книгу «Вячеслав Шишков: новый взгляд», предпочел не углубляться в «Ватагу». Новое видение Валерия Александровича заключается в его твердом убеждении, что Вячеслав Шишков был глубоко верующим человеком и таким оставался до кончины.
Нам пока неизвестно, как расценивает «Ватагу» член ЦК КПРФ Людмила Воробьева, депутат Законодательного Собрания Тверской области и первый секретарь обкома КПРФ (в юности она работала в должности научного сотрудника Музея В.Я. Шишкова в Бежецке), но заведующая музеем Марина Панфилова обещала выступить на страницах «ВТ».

Игорь МАНГАЗЕЕВ.
(Опубликовано в областной ежедневной газете "Вече Твери" 16 января 2008 года, стр. 4--5; на снимке: почётный караул у могилы партизан в момент открытия на ней мемориального знака в память Г.Ф. Рогова. -- Фото из архива Евгения Платунова)

Отредактировано Игорь Мангазеев (17-01-2008 11:14:48)

Thumbs up Thumbs down

2

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

andmak пишет:

#19 17-06-2008 01:45:21
Re: Ультра-либералка о всех наших "грехах", вкл. Катынь

Вот эта ненависть к оппонентам (любого типа) … и есть большевизм в худшем смысле этого слова. Девяносто лет назад такие типы вели и привели страну к кровавой гражданской войне: ни по какому вопросу договoриться с этими бесноватыми было невозможно. И это совсем не те "верхние большевики" - немногочисленные кадры революционеров, а поднявшееся с глубин народной жизни маргинальное тупое  асоциальное "месиво", которое под крики о "классовой борьбе", "пролетариате" и проч. лили кровь непомерно и доводили страну до края существования. Кстати, таких много было и у "белых", и у "зеленых"...

По этому замечательному тезису (ПМСМ) широко пЕарю весьма незаурядную монографию:

А.Г.Тепляков «Непроницаемые недра»: ВЧК – ОГПУ в Сибири. 1918-1929г.г.» Москва, 2007г.,  издательство «АИРО-ХХ1». Издательство не очень широко известное, но качественное. Полное наименование «Ассоциация исследователей российского общества». Проимпонировал  ее Международный совет из 28 человек, в подавляющем большинстве из университетских иностранцев: от вполне вменяемого и достаточно объективного по отношению к нашей стране Стивена Коэна до «голодоморщика» Андреа Грациани. 

   Еще получил и тоже пЕарю:

Сборник «Советская военная администрация в Германии (СВАГ). Управление пропаганды (информации) и С.И.Тюльпанов. 1945-1949г.г.», Москва – Санкт-Петербург, 2006г., издательство «АИРО-ХХ1.

По первой книге. Громадный аппарат, свидетельствующий о тщательной проработке материалов. Например, к «Введению» на 8 страницах  26 примечаний со ссылкой на 78 книг и статей !!! Ровное отношение ко всем сторонам Гражданской войны. Никакой и ничьей апологетики. Неследование никаким линиям никаких партий smile.

  (цЫтаты из Теплякова) 

  Стр.33: «Стихийный белый террор, отличавшийся массовостью и жестокостью, был вызван сопротивлением режиму, почти повсеместными атаками партизан и невозможность эффективно контролировать деятельность озлобленных гражданской войной регулярных частей. Недовольство сибиряков белой властью было велико, ибо контрреволюционные правительства, пришедшие на смену большевикам летом 1918г., попытались восстановить отмененную ими из популистских соображений налоговую систему и даже приступили к изысканию с крестьян недоимок за предыдущие годы.
   Сопротивление крестьянства политике белой власти, требовавшей обременительных повинностей и материальных ресурсов слабозаселенного края вынуждали Колчака возложить тяжесть военной экономики на население, прежде всего, сельское. Принуждение сопровождалось суровыми репрессиями, включая массовые порки. Во время подавления восстаний и партизанских выступлений было много бессудных убийств и повальных грабежей, сжигания целых деревень и прочих крайних эксцессов. Большой жестокостью отличался и режим содержания политических заключенных, значительная часть которых погибла от голода в тюремных поездах – так называемых «эшелонах смерти».

   Стр.35: «В декабре 1919г. партизанский отряд Г.Ф.Рогова захватил трехтысячный Кузнецк (Новокузнецк) и учинил страшный разгром города, вырезав около трети населения и изнасиловав большую часть женщин. Цифра в 800 погибших, приведенная в в одной из чекистских сводок, вероятно, близка к истине, но следует учитывать прозвучавшую на губсъезде представителей ревкомов и парткомов  информацию председателя Кузнецкого ревкома: «Было вырезано до 1400 человек, главным образом, буржуазии и служащих».
     Красноречивый рассказ видного кузнецкого краеведа Д.Т.Ярославцева о роговском погроме  опубликовал в 1926г. писатель М.А.Кравков: «Иду я мимо двора какого-то склада. Ворота настежь, на снегу лужа крови и трупы. И в очереди, в хвост, стоят на дворе семь или восемь человек – все голые и ждут! По одному подходят к трем-четырем роговцам. Подошедшего хватают.., порют нагайками, а потом зарубают. И тихо, знаете, все это происходило, и человек начинал кричать только тогда, когда его били или принимались рубить…».
     Помимо отрубания голов, роговцы четвертовали, распиливали, сжигали живьем. Сибирский писатель В.Я.Зазубрин в 1925г. встретился с партизаном Ф.А.Волковым, который согласился передать в новониколаевский краеведческий музей «на историческую память ту самую двуручную пилу, которой он вместе с женой казнил приговоренных. Председатель Кузнецкого РИКа Дудин на зазубринской записи рассказа Волкова начертал: «Факт распилки колчаковских милиционеров Миляева и Петрова общеизвестен и в особых подтверждениях не нуждается.                                                                       
     Роговские погромы Кузнецка и Щегловска (Кемерова) выделяются на фоне партизанских бесчинств».   
     
     Стр.73: «Основной состав чекистов начала 1920-х г.г. был представлен людьми, имевшими военный опыт – солдатами мировой и гражданской войн, партизанами, участниками карательных экспедиций, продотрядовцами. Прошедшие школу жестокости, молодые и малограмотные, они верили лозунгам и начальственным указаниям, воспринимали как должное политику террора  (нередко имея личные мотивы для политической мести) и часто были настроены радикальнее, чем руководство. Абсолютно неграмотные в правовом отношении, свою работу в ЧК они понимали как непосредственное участие в истреблении враждебных элементов, неразрывно связанное с возможностью распоряжаться их имуществом».

      Стр. 75: «Неуравновешенным  характером, помимо деспотичного Павлуновского, отличались Агеев (избивал арестованных), Брауде (сожгла имение близких родственников, дралась с жандармами), Вильдгрубе (судился за избиение офицера, избивал арестованных), Щербак (отбыл 4 года каторги и тюрьмы за подготовку к убийству градоначальника Виндавы), утолявшие чувство мести жестокими расправами и особо ценившие чувство вседозволенности».

   Поэтому-то почитатели ВЧК, Колчака и Рогова – одинаково односторонни и необъективны.smile

Отредактировано Nenez84 (29-06-2008 19:10:26)

Thumbs up Thumbs down

3

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Nenez84 пишет:

...По первой книге. Громадный аппарат, свидетельствующий о тщательной проработке материалов. Например, к «Введению» на 8 страницах  26 примечаний со ссылкой на 78 книг и статей !!! Ровное отношение ко всем сторонам Гражданской войны. Никакой и ничьей апологетики. Неследование никаким линиям никаких партий...

Тепляков пишет продолжение своей книги - ОГПУ-НКВД в Сибири. 1929-1938 гг. Будем ждать выхода. Кроме того осень будет коллективная монография 4 авторов "Вертикаль Большого террора" (механизм осуществления репрессиной операции № 00447)

Отредактировано andmak (27-06-2008 20:51:24)

Thumbs up Thumbs down

4

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

andmak  пишет:

Тепляков пишет продолжение своей книги - ОГПУ-НКВД в Сибири. 1929-1938 гг. Будем ждать выхода. Кроме того осень будет коллективная монография 4 авторов "Вертикаль Большого террора" (механизм осуществления репрессиной операции № 00447)

Был бы благодарен за уведомление, если это возможно smile.

Thumbs up Thumbs down

5

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Трагизм гражданской войны в Сибири заключается и в том, что в этой войне проиграли все сибирские политические силы: эсеры и меньшевики, сторонники унитарного российского государства и сепаратисты-областники, монархисты и анархисты. Установленная в 1920 году штыками 5-й армии РККА власть ревкомов, укрепившаяся через два года власть большевистских Советов вели к краху и физической гибели всех противников советской власти. Показательна судьбы партизана-анархиста Григория Рогова и колчаковского милиционера Григория Милованова. Сибирские журналисты Мэри Кушникова и Вячеслав Тогулев противопоставляют их судьбы едва ли не со времен перестройки. При этом отдают предпочтение Милованову. Но правильно ли очернять Рогова и «роговщину», прибегая к эмоциональным оценкам Шишкова и Пришвина? Навязывание частного мнения, а этим явно грешат М. Кушникова и В. Тогулев, выглядит некорректным в книгах, издающихся за счет налогоплательщика.
***

О РАСТЕРЯННОЙ ДУШЕ И ПРЕДТЕЧАХ ПОГРОМА
(Из книги: «Документальное наследие Кузнецкого края. КУЗНЕЦКСТРОЙ В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ//В. Бедин, М. Кушникова, В. Тогулев. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 1998. – 544с. Стр. 477-497.
Рассмотрена только первая глава, стр. 477-485. Примечания в квадратных скобках – мои. -- И.М.]


Когда бьют без разбора правых и виноватых, то вообще всякие меры и даже закон, совершенно пренебрегающий человеческой личностью, носит характер погрома. Ужас погрома -- это гибель «ни за что ни про что» (за грехи предков). «Грабь награбленное» -- это погром…
М. Пришвин. Дневник. 27 января 1930 года
Глава I. ПОСЛЕСЛОВИЕ К «ВАТАГЕ»
На протяжении едва ли не целого календарного 1995 года кемеровская газета «Сибирский родник» публиковала главы известного романа В. Шишкова «Ватага», посвященного событиями гражданской войны, во многом списанных и с Кузбасса. [Между тем, тверской исследователь, доктор филологических наук Валерий Александрович Редькин, доказывает годом позднее в своей книге «Вячеслав Шишков: новый взгляд» (1999), что писатель В.Я. Шишков вовсе не отличался объективным подходом к теме: автору были присущи православные взгляды. Шишков с христианских позиций оценивает светскую, гражданскую историю. А при таком взгляде практически любой государственный, общественный, военный деятель выглядит не лучше отъявленного грешника. – И.М.
См. также: http://imangazeev.narod.ru/stat11.html •  ]
Продолжая тему, обращаемся к недавно найденным в Кемеровском областном архиве документам, касающимся этого же периода. Панорама написанной Шишковым картины находит органичное воплощение и подтверждение в архивных папках, из коих мы для нашего очерка выбрали лишь немногое, но весьма характерное.
Для начала обратимся к малоизвестным штрихам биографии известного кузбасского «карателя» из белых Григория Михайловича Милованова, родившегося в 1901 году в период колчаковщины служившего в Бачатах помощником начальника милиции. Из специальных протоколов узнаем, что в 1919 году Милованов принимал «активное участие в порке и расстрелах партизан», причем порол и расстреливал лично. Но десять лет спустя, в 1929 году, он добровольно, никем на то не подталкиваемый, пришел с повинной в окружной суд, где его приговорили к расстрелу, но по амнистии это наказание заменили на более мягкое, осудив на 10 лет лишения свободы со строгой изоляцией и с последующим поражением в правах на пять лет.
<…>
Удача улыбнулась нам - найдено особое дело со специальным донесением ОГПУ, взявшемся расследовать дело Милованова уже после его добровольного самообличения. Из справки узнаем, что ОГПУ удалось выяснить следующее: осенью 1919 года Милованов совместно с начальником карательного колчаковского отряда Мальцевым пороли в здании бывшей Бачатской управы одного безвестного крестьянина шомполами, «при том Милованов, засунув ствол револьвера-нагана крестьянину в рот, задавал вопрос: «Говори, имеешь ли связь с красными». Крестьянин был без памяти и ничего не отвечал. После чего Мальцев крикнул Милованову: «Пристрели такого гада, нечего с ним канителиться», и Милованов, взяв этого крестьянина, увел и около села Бачат расстрелял».
Попутно выяснилось, что осенью 1919 года около села Бачат были расстреляны тем же Мальцевым, Миловановым и начальником милиции Кузьминым три безвестных крестьянина, а в октябре того же года Милованов порол шомполами участников мартовского кольчугинского восстания братьев Прокудиных. Обнаружилось также, что месяц спустя Милованов обругал и ударил плетью местного санитара Храмцева за то, что последний долго проискал подводу  для Милованова, и что вообще в период своей службы Милованов производил довольно часто порки арестованных, находящихся в каталажной камере.
Конечно, деяния восемнадцатилетнего Милованова ни в какой мере нельзя сопоставить с террором красного партизана Рогова, истребившего «под корень» половину населения Кузнецка [Наоборот. Известно, что Рогов издал приказ о недопустимости резни в Кузнецке. И разве под силу было Рогову «истребить половину» населения города? – И.М.] Милованов не был, что называется, профессиональным убийцей, и, как выяснилось, подходил к расстрелам сугубо персонально: если замешан в восстаниях или в сопричастности к убийствам, творимых Роговым, -- получай шомпола, если нет - иди на все четыре стороны. Однако так сложилось, что после гражданской незаслуженные лавры и почет получили именно роговцы, и Милованову уже нечего было «ловить» в Кузбассе.
Попытавшись непосредственно перед приходом красных организовать на собрании крестьян нечто вроде нового отряда, но, осознав тщетность замысла, Милованов дня за два до появления новой власти в Бачатах бежит в Томск, оттуда - в город Камень, где, скрывая свое прошлое, сумел устроиться в некоей «инженерной дистанции» и прослужил там до 1925 года. В этом году ОГПУ завело дело по фактам бесхозяйственности в этой конторе, и Милованов, убоявшись расспросов относительно своего прошлого, которые неминуемо должны были возникнуть в ходе следствия, бежит из-под ареста в Нижний Новгород, а оттуда - в дачную подмосковную местность близ станции Сходня. До 1926 года был безработным, затем вступил в ВКП(б), познакомился с работником одной из комиссий Совета труда и обороны Дмитриевым и по рекомендации последнего имеет неосторожность прибыть в Сибирь, в Кузбасс, где был назначен в Щегловск помощником кузнецкого лесничего.
И тут свершилось столь привычное в ту пору предательство. В Щегловске Милованова повстречал его бывший одноклассник по салаирскому училищу некто Черданцев, тоже член ВКП(б). Состоялась дружественная беседа. Бывшим сокашникам было что вспомнить: учились вместе в 1914-м и 1915 годах. По воспоминаниям Черданцева, Григорий Милованов хоть и учился в Большом Салаире, но родители его жили в Бачатах и постоянно привозили ему оттуда всякие сласти. Милованов всегда был при деньгах и «очень чисто одевался», что вызывало в Черданцеве раздражение даже пятнадцать лет спустя. В докладной записке в ОГПУ Черданцев припомнил Милованову эти «красивые одежки» и подчеркнул, что происхождение у бывшего друга было далеко не рабоче-крестьянское: по слухам-де отец Милованова до революции был известным торговцем.
<…>
И вот как-то в село Большой Салаир приехал отряд Рогова. «Партизаны, -- вспоминает Черданцев, -- постарались стащить памятник Александру II, но не смогли, тогда взяли и повесили ему на шею ворота от оградки, приказав их не снимать, так он и стоял с воротами на шее дня два, когда приехала из Бачат милиция колчаковская и сняла ворота».
<…>
Но вернемся к Черданцеву. Упоминаемая им колчаковская милиция была как раз под командой Милованова, который к судьбе известного памятника истории отнесся весьма пристрастно: бегал вокруг него и пытался снять ворота, как бы оберегая от святотатства. Был он в серебряных погонах и в шинели, -- это Черданцев запомнил хорошо, и вывел потому, что Милованов был у Колчака отнюдь не простым рядовым.
<…>
Похоже, что именно эта встреча в Щегловске была началом конца. Милованов явился в суд с повинной, как уже было сказано. И потребовал себя расстрелять. Логика суда, однако же, была совершенно иной: «Раз ты не хочешь жить -- так мы сделаем все, чтобы ты мучился как можно дольше». Заседание суда сделали выездным, на станции Бачат. Как ни странно, хоть Милованов и просит себя расстрелять, но вину свою не признает. Недостатка в свидетелях не было. Один из них, Александр Городовых, обвинил Милованова в том, что он убил на льду при попытке к бегству из-под ареста брата Городовых, Дмитрия. Но лично ли Милованов убивал -- никто не помнит. <…>
Все обвинение строится на предположениях и догадках. Так, только на основании того, что Милованов служил на Кольчугинской ж.д. до поступления в колчаковскую милицию, на него «навешивают» подозрения в активном участии в подавлении мартовского восстания красных в Кольчугине. Никаких более «весомых» данных о таковом участии в протоколе суда не приводится.
Из протоколов выясняется и такая деталь: Милованов никогда не порол крестьян «просто так». Порол за сокрытие красных партизан Рогова, читай – убийц. [Перебор. В отряд Рогова легально и нелегально подсылались красные партизаны, такие как Анатолий Ворожцов. Следовало бы отличать кислое от пресного. – И.М.]. Показателен пример некоего Никиты Буймова, у которого в период колчаковщины в деревне Шестаки квартировал партизан Сизиков. Миловановцы Сизикова за это побили плетью и велели наутро прийти в милицию. Буймов является, как велено, и… его тут же освобождают без каких-либо санкций и допросов… <…>
Вообще же удивляет порой снисходительность, с которой колчаковцы обходились даже с явными пособниками красных партизан. <…>
По делу Милованова, например, проходил свидетель Виктор Буймов. При Колчаке он был ключником в каталажной камере. И что же? Он тоже доносит на Милованова, очевидно, опасаясь, что его самого притянут за пособничество, если он не даст показания против обвиняемого. И. Буймов послушно выдумывает показания. Правда, он не обвиняет Милованова в расстрелах, а ограничивается хотя бы малым, что от него, очевидно, настоятельно требуют. Буймов рассказывает, что-де Милованов как-то раз в разговоре с ним хвастал, «что он умеет расправляться с красными собаками, партизанами, и однажды, когда крестьянин Барабанов сказал Милованову «здравствуй, товарищ», то был испорот».
<…> Так, Анисим Буймов был выпорот Миловановым за то, что как-то с апломбом заявил, что Ленин и Троцкий освободят Сибирь от Колчака, что, несомненно, было воспринято как красная агитация, которая, по сути, и привела страну не только к гражданской войне, но и к революции как таковой. Именно поэтому расстреливали преимущественно не рядовых партизан и даже не руководителей красных банд, а их идеологов - комиссаров.
На долю Милованова выпал удел расправиться с одним из них: неким Пономаренко, комиссаром города Мариинска. Удалось выяснить, что Пономаренко, являясь комиссаром, подпольно работал в колчаковской милиции и о всех готовящихся акциях сопротивления доносил красным. Об этом стало известно от свидетеля по делу Милованова Синкина, а последнему - от колчаковского милиционера Саренкова. <…> …Пономаренко был изобличен знаменитым белым капитаном Орловым, который и поручил Милованову ликвидировать красного агента. Пономаренко был расстрелян за полотном железной дороги, и Милованов рассказывал об этом Виктору Буймову, при этом «хвастаясь, что он разделался с красной собакой».
Жестоко? Конечно. Но многим ли сегодня покажется жестоким, скажем, убийство знаменитого красного бандита Рогова? [Лукавят М. Кушникова и В. Тогулев: Рогов воевал под черным знаменем. – И.М.]Скорее, не убийство, а возмездие. За смертные грехи. Ибо деяния Рогова можно было остановить только смертью [Анархия бессмертна, как бессмертны биологическое естество человека, и творческое начало. – И.М.].
<…>Мы читаем строки документа, из коего явствует, что Рогов и Милованов - не просто разные люди, но и с принципиально разным мировоззрением. [Точно? И тот, и другой боролись с большевиками. – И.М.]
Рогов с остервенением уничтожает памятники культуры и, уничтожая памятники, уничтожает Память. Пытается скинуть с пьедестала, хотя и совершенно безуспешно, памятник императору Александру. Ведь сказано - прежде памятники на Руси ставили на века. Странно, но Рогов, в прошлом подрядчик по строительству церквей, сжигает кузнецкие церкви. Насилует на престоле купчиху Акулову. Пытается расстрелять из пушки церковь в селе Тогульском только потому, что в ней скрываются белые…
И противник Рогова Милованов, который тоже расстреливает, но не через одного, как это делает Рогов в Кузнецке по принципу: верит, что карает бандитов, то есть партизан. Именно Милованов пытается охранить памятник Александра от Рогова не только потому, что царь, но и потому, что памятник в ограде церкви, а церковь - это свято. Ибо даже во время российского бунта, кровавого, жестокого, хоть что-то свято да осталось на этой земле, пусть только для одной из сторон.
<…> Тот же Милованов, как уже было сказано, повзрослеет через десять лет и от своего прошлого откажется, как бы приравняет себя к Рогову и распишется в правомерности идеологии убийц, пришедших к власти. <…>
Рядышком с документами о Милованове и Рогове нашли еще один. Итак, партизанский руководитель Куртуков Владимир Георгиевич. Куртукову повезло: он не был убит в гражданской и не приговаривался к расстрелу после войны, как Милованов. Однако кто бы еще разобрался в его странном прошлом -- оно столь же путано, как и названные выше истории. Однажды Куртукова чуть не пристрелили колчаковские милиционеры -- благо, помог один знакомый человек. А что же было до того, как Куртуков стал главой партизанской группы? Ответ удивляет: служил у белых и хоть красных не рубил, но зато арестовывал их. Впрочем, одна гражданка убежденно доказывает, что «рубил» все-таки, но Куртуков изо все сил это отрицает.
<…>
…еще один Куртуков, но Александр Михайлович. С августа 1918 года -- колчаковец. В ноябре 1919 года задумал сигануть из мариинского колчаковского шестого полка в тайгу к красным, поскольку сильно провинился: сорвал у офицера погоны и был посажен в тюрьму. Замысел не удался. Куртукова ожидал военно-полевой суд. Из Мариинской тюрьмы его выпускают только в декабре 1919 года, когда красные заняли город. Вот уж вояка: не то красный, не то белый. Белые садят в тюрьму, а красные десять лет спустя вышвыривают из партии за пьянство да еще за то, что как член партии дал поручительство за одного арестованного, содержащегося в кузнецкой тюрьме, а это в конце 1920-х было хуже смертного греха. При всей малоинтересности и типичности подобных судеб именно они-то и были главными слагающими биографии гражданской войны, а не Роговы и Миловановы [Рогов и Милованов – такие же мятущиеся личности, как и Куртуковы, только масштабом больше. – И.М.] .

Thumbs up Thumbs down

6

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Анархизмом внезапно заинтересовался "пиратский папа":
http://katyn.ru/forums/viewtopic.php?id=1846&p=2
Любопытно, что пиратский папа уже заявил на этом сайте, что он -- сотрудник МВД.

Thumbs up Thumbs down

7

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Да, у меня весьма разносторонние интересы. Чтобы победить противника надо знать и уметь использовать его оружие.

Thumbs up Thumbs down

8

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Анархия вечна, как сам человек. Никакому МВД ее не победить.

Thumbs up Thumbs down

9

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:

Да, у меня весьма разносторонние интересы. Чтобы победить противника надо знать и уметь использовать его оружие.

В МВД продолжается формирование подразделения по борьбе с
экстремизмом, создание которого было инициировано Медведевым в связи с
ожидаемыми последствиями экономического кризиса. Он потребовал чтобы
МВД вело постоянный мониторинг в регионах, чтобы не допустить
использование сложной обстановки для организации провокаций.
Подробнее: http://lenta.ru/articles/2009/02/06/fight

Так что не будем удивляться, что нас начали мониторить. Фашизм
поступательно и логично развивается.

Thumbs up Thumbs down

10

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

То есть, Игорь, ты сам себя относишь к экстремистам? Еще вопрос: кого ты имеешь ввиду, написав "...нас начали мониторить..."? И еще: неужели ты считаешь что я настолько глуп, чтобы, проводя мониторинг, направленный на профилактику экстремизма, сам себя стал бы позиционировать как сотрудник МВД? Я бы, в целях конспирации, скорее назвался журналистом какой-нибудь провинциальной газеты, напирмер "Тверское Вече"=). Придумал бы себе псевдоним, например, Алексей Тьмутараканский, и спокойненько выявлял бы "борцов с режимом"=)=)=)

Отредактировано пиратский папа (09-02-2009 11:08:07)

Thumbs up Thumbs down

11

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Игорь Мангазеев пишет:

Анархия вечна, как сам человек. Никакому МВД ее не победить.

Ты забыл добавить: "Анархия - мать порядку!" И спеть: "Цыплёнок жареный..."=)

Thumbs up Thumbs down

12

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:

...неужели ты считаешь что я настолько глуп, чтобы, проводя мониторинг, направленный на профилактику экстремизма, сам себя стал бы позиционировать как сотрудник МВД? Я бы, в целях конспирации, скорее назвался журналистом какой-нибудь провинциальной газеты, напирмер "Тверское Вече". Придумал бы себе псевдоним, например, Алексей Тьмутараканский, и спокойненько выявлял бы "борцов с режимом"

Уважаемый пиратский папа, Вы не волнуйтесь. Экспертные пакеты на анархистиов и дээсовцев создавались уже в перестроечные времена. Медвед просто их легализовал. Ничего не не поделаешь, в Третьем рейхе тоже сопротивлялись.

Другое дело, что ни одной из легально существующих групп анархистов не припишешь "экстремизм". Возможно, в МВД это понимают и намеренно занимаются провокациями.  Поэтому полезно не забывать о конспирации, совершенствовать безопасность электронного общения.

Thumbs up Thumbs down

13

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:
Игорь Мангазеев пишет:

Анархия вечна, как сам человек. Никакому МВД ее не победить.

Ты забыл добавить: "Анархия - мать порядку!" И спеть: "Цыплёнок жареный..."

"Яблочко" и "Цыплёнок" характерны скорее для Кронштадта и Петрограда. А любимой песней комбрига батьки Махно была "Любо, братцы, любо".

Thumbs up Thumbs down

14

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Игорь Мангазеев пишет:

А любимой песней комбрига батьки Махно была "Любо, братцы, любо".

Откуда такая информация? Скорее всего из советского фильма "Александр Пархоменко" - там так замечательно показан образ Нестора Махно, даже лучше чем у Толстого в "Хождении по мукам"!

Thumbs up Thumbs down

15

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:
Игорь Мангазеев пишет:

А любимой песней комбрига батьки Махно была "Любо, братцы, любо".

Откуда такая информация?

Об этом мне известно от лидера тверских (калининских) анархо-синдикалистов 1989-1992 годов Вячеслава Анатольевича Хазова. К слову, он издавал газету "Бунтарь", в которой цитировал Галину Кузьменко, жену Нестора Ивановича.
Проверить это сообщение Вам, как сотруднику органов, легко: В.А. Хазова упрятали в исправительное учреждение строгого режима на одиннадцать лет, из которых он отбыл уже полных четыре года.

Thumbs up Thumbs down

16

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

А что, Хазов вместе с Махно гонял тачанки в Гуляйполе?

Thumbs up Thumbs down

17

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:

А что, Хазов вместе с Махно гонял тачанки в Гуляйполе?

В начале 1990-х на первомайской демонстрации он с гармонью на плече шел в голове колонны анархистов по Тверскому проспекту, а на Советской улице их встречали звуки "Любо, братцы, любо", несущиеся из динамиков радиомашины.
Хазов переписывался с гуляй-польцами, а некоторые агитки печатал в Харькове.

Отредактировано Игорь Мангазеев (09-02-2009 18:59:32)

Thumbs up Thumbs down

18

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Не понятно только причем здесь классики анархизма

Thumbs up Thumbs down

19

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:

Не понятно только причем здесь классики анархизма

А

пиратский папа пишет:
Игорь Мангазеев пишет:

А любимой песней комбрига батьки Махно была "Любо, братцы, любо".

Откуда такая информация? Скорее всего из советского фильма "Александр Пархоменко" - там так замечательно показан образ Нестора Махно, даже лучше чем у Толстого в "Хождении по мукам"!

Уважаемый пиратский папа, так ведь и фильм "Александр Пархоменко" никакого отношения к классике анархизма не имеет, и "Дума про Опанаса" тоже.

Thumbs up Thumbs down

20

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

А это я у вас попоросил ссылку на классиков, а вы меня отсылаете к изучению не понятных личностей. Вот и приходится мне опираться на те сведения которые имею=)

Thumbs up Thumbs down

21

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:

А это я у вас попросил ссылку на классиков, а вы меня отсылаете к изучению не понятных личностей. Вот и приходится мне опираться на те сведения которые имею=)

Хорошо. Пусть. Академическое собрание сочинений Л.Н. Толстого Вы вряд ли одолеете за недостатком свободного времени, это 90 томов. Но можно прочесть рядовое ПСС Льва Толстого, в частности, "Войну и мiр". В этом романе классик уже высказал многие мысли, которые потом лишь развил и обогатил.
У Кропоткина рекомендую "Записки революционера". А из Бакунина следует прочесть весь пятитомник.

Thumbs up Thumbs down

22

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

пиратский папа пишет:

То есть, Игорь, ты сам себя относишь к экстремистам?

Один очень крупный российский анархист утверждает: "Во-первых, ВСЕ анархисты - экстремисты в самом прямом, этимологически-лингвистическом, значении слова, поскольку полная ликвидация государства - предельно-крайняя цель, экстремум. Во-вторых, ИХ закон об экстремизме с самого начала
был заточен в соответствии с рекомендациями письма Ульянова Курскому: "формулировать надо как можно шире". Ну, и, наконец, статья ИХ
Конституции о свободе совести - она же открыто провозглашает "право" власти вообще всё что угодно делать, без каких бы то ни было юридических органичений.
ОНИ -- хитрые суки. Они хотят не только придушить, закрыть, физически уничтожить - а ещё и оклеветать, испачкать в дерьме, поуправлять процессами в ориентированных против них силах. Вот только соображения у них на это хватает не всегда. Хитра система, а исполнители часто попадаются ленивые и тупые".

Thumbs up Thumbs down

23

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Анархизм Мангазея просто заколебал...
В. Волков, С. Соколов.
Антиманипулятор. Типизация постперестроечного государственного устройства в контексте глобализации и перестройки. М.: «АИРО–XXI». 2009 г.  стр. 66-74:

ОБЩЕСТВО ТОЖЕ ИМЕЕТ ПРАВА

Что бы ни говорили о правах личности, человек все равно остается существом общественным. Общество является средой обитания и условием существования человека. Это – один из важнейших и тонких продуктов эволюции, движущая сила цивилизации, субъект дальнейшего развития. Сюда замыкаются социальные программы, здесь залог устойчивости власти или база для переворота. Психологически обусловленная потребность человека в самоидентификации и идентичности, необходимость соотнесения себя с определенными социальными группами – известная в социологии как аффиляция – явления объективные. Пора отказаться от вошедшего в привычку противопоставления прав личности и общества. Это тривиально, но на самом деле права личности существуют только лишь и настолько, насколько в состоянии обеспечить их общество. Общество и государство являются механизмом обеспечения прав личности. Лозунг прав личности превратился в современном мире в инструмент потребительства, эгоистичного использования общества в качестве дойной коровы, способного разрушить что угодно.
Но общество тоже имеет свои права, вне которых немыслимы права личности. Скажем, общество не выдерживает большой процент балласта. Поэтому: не хочешь жить по законам общества – не жди от него подачек. Это очень демократично и без всякого ущемления свобод. Общество по определению должно иметь волю, силу и внутренние механизмы для поддержания единства и борьбы с центробежными силами. Социальная мимикрия выросла в зловещую проблему. С сожалением приходится констатировать, что иммунная система общества подорвана и требуется решительное вмешательство для его оздоровления. Старые механизмы самонастройки и очищения с основой в системе морали и нравственности и реализуемые через традиции, национальные культуры и обычаи, сильно размыты. Восстановлением и гармонизацией общества в целом заниматься стало практически некому.
Искусство коммерциализировано, социальная значимость считается дурным тоном. Партии в тенденции – парламентского типа. Министерства и ведомства ограничены своими предметными рамками. Негосударственные организации и фонды решают конкретные, узкие или конъюнктурные задачи. Массовые пиаровские мероприятия раскручивают и разбалтывают общество, превращая его во флюгер, поворачивающийся вслед за любым дуновением. Однако цена легкой управляемости – потеря качества управления, примитивизация самого общества, распыление его потенциала, потеря темпа и перспектив. Ценности, опоры, которые необходимы для возрождения, отшлифованы веками и тысячелетиями. Базисных ценностей немного – труд, духовность, защищенность и свобода, семья. У человека должна быть сверхзадача, смысл и наполненность бытия. Пусть земное существование конечно, оно – великий дар, которым надо распорядиться достойно. Ограниченность потреблением, превращение в чавкающее двуногое – жалкий удел. Возвышает соприкосновение с Вечным, ощущение сопричастности, исторической ответственности, корней. Та же коррупция уничтожается развитием общества, силой духа, неприятия ее, а не показушными репрессивными мерами.
Вся наша сегодняшняя разруха не экономического происхождения. Она, как обычно и бывает – в головах. Требуется камертон, способный настроить общество на нужный лад. Вот раньше пели:
Поднимись, поднимись
Ну, иди, не стой на месте.
……………………………
На чужом плече не висни,
Наклонись вперед и сам.
Ветер жизни, ветер жизни,
Но не кланяйся ветрам.
Не проси его, чтоб стих он,
Вечный штиль коварный сон
Подберется к сердцу тихо,
И уснешь – таков закон
……………………………
Замеченный многими симптом: вытеснены из публичного употребления такие понятия, как ответственность и репутация. Для завершившегося этапа и ушедшего поколения политиков это понятно: шел глобальный бескомпромиссный передел собственности. Идеологическая работа и средства массовой информации энергично подгонялись под обеспечение этого процесса. Такой угар не мог длиться долго. Заметны признаки отрезвления. Однако какое-то время еще придется настойчиво напоминать, что политик и журналист – это не просто способ зарабатывать деньги. Ответственность перед обществом в этих профессиях трудно переоценить. Но политика часто не прямолинейна. Так, приходу к власти Кастро американцы не мешали в свое время только потому, что он клялся на каждом углу в верности идеалам демократии и желании поучаствовать в походе против коммунизма.
Честь и достоинство, ответственность перед обществом и потомками принципиально важны и в бизнесе. Иначе крах: cпаивание, торговля наркотиками, порнография и другие сверхдоходные, но столь же смертоносные виды деятельности вытеснят социально значимые. Эта тенденция все заметнее и вполне вписывается в халявную инфантильную идеологию либерализма. Секты, фашисты, сатанисты – тоже симптомы, тупиковые больные пути поиска истины в радикальной темноте. Одна из наиболее серьезных проблем: выросшая на ложных, преходящих, связанных с конъюнктурой исторического момента идеалах молодежь окажется не приспособленной к напряженной борьбе за достойное место в будущем сложном, интересном мире, не сможет реализоваться сама и не обеспечит старость поколениям отцов и матерей, передавшим так бездарно эстафету жизни. Вот вполне западная формулировка законов жизни. Организация человеческих обществ, по-видимому, подчинена единому основополагающему правилу: сильные стремятся властвовать и эксплуатировать слабых, а самые сильные – создавать империи, размеры которых ограничиваются только географическими условиями и человеческими возможностями.
В нашем обществе наработалась перенасыщенность шлаками и тромбами, оно перестает с ними справляться. Что неизбежно будет происходить в запущенной стадии, общество предчувствует: потрясения. Китай явил в прошлом веке варварский, восточный вариант своими «ударами по штабам» с последующей чисткой хунвейбинов, затем цзаофаней. В итоге удушающая хватка местной «интеллигенции» была ослаблена. Эта сложная комбинация общественных преобразований позволила в дальнейшем обеспечить блестящий результат: Китай выходит в мировые лидеры. Экстремальная ситуация в России в первой половине прошлого века вызвала к жизни жестокие отчаянные меры, расчистившие дорогу развитию – страна сумела выстоять в войне против объединенного промышленного и военного потенциала “цивилизованной” Европы. Пронесло, а ведь все могло пойти вразнос, привести к варианту Кампучии. Сильная рука, слабая рука – детали. Сильная рука у нас постоянно присутствует: когда в перестройку проводились так называемые непопулярные меры, их не могла обеспечивать слабая рука. Это как тот же пистолет, который хорош у Вас в руке, но плох в руке бандита. Важно иметь реалистичное стратегическое направление развития и не опоздать. Не зазорно учиться у тех, кто преуспевает. Богатый материал для освященных традицией общественного мнения ссылок дает еврейство: для национального развития нужна кропотливая повседневная работа собственных национальных мудрецов. Только-то и всего. Ничего больше. Остального хватает. Это устремленный в будущее проект.
Кто хочет жить, кто весел, кто не тля,
Готовьте ваши руки к рукопашной!
А крысы пусть уходят с корабля –
Они мешают схватке бесшабашной!
Рядом с адекватностью стоит еще одно понятие – фактор риска. Скажем, если заметная часть наркотиков распространяется через лиц цыганской национальности, то цыгане автоматически переходят в разряд фактора риска в обществе. Это объективная реальность. Что касается разжигания межнациональной розни, то этим как раз и занимаются преступники из среды этого талантливого самобытного народа. Нежелание считаться с реальностью только загоняет проблему вглубь и делает лечение более болезненным.
Аналогично “биологической среде”, народ – это “социальная среда обитания” человека: чудесное творение, поддерживаемое и созданное нашими действиями, но не по нашим замыслам. Во многом оно превосходит возможности нашего понимания, но часто и трогательно-беззащитно перед нашим бездумным вмешательством. На Историю можно смотреть как на двусторонний процесс взаимодействия человека и его “среды социального обитания” – народа. Человеком создаются силы, скрепляющие народ и обеспечивающие его существование: язык, фольклор, искусство, осознание своей исторической судьбы. Когда этот двусторонний процесс разлаживается, происходит то же, что и в природе: среда превращается в мертвую пустыню, а с нею гибнет и человек. Конкретнее, исчезает интерес человека к труду и к судьбам своей страны, жизнь становится бессмысленным бременем, молодежь ищет выхода в иррациональных вспышках насилия, мужчины превращаются в алкоголиков или наркоманов, женщины перестают рожать, народ вымирает.
Нация – это единственная гармоничная система взаимопомощи и выживания нетоталитарного типа с богатой системой связей между людьми, которая делает ее устойчивой, с уникальной способностью формирования и передачи в поколениях выверенной системы жизненных ценностей и приоритетов – позволяющей ориентироваться в мире и дающей смысл существованию. Это вершина цивилизации или, если хотите, сама цивилизация. Вот для иллюстрации важности темы цитата из старого английского учебника: «Помните всегда, что великая нация, к которой вы принадлежите и которой, наверное, гордитесь, несравненно многочисленнее двух маленьких островов, составляющих королевство – Великобритании и Ирландии. Владения Англии протянулись повсюду, где только звучит английская речь, где население подчиняется английским законам и где развивается английский флаг». Понятен пафос? Чтобы морочить головы и обирать людей, прежде всего их надо разъединить. Поэтому нация – первая цель всех масштабных новообразований, религиозных, коммунистических, либеральных.
Не пугайтесь, сейчас приведу несколько заостренную формулировку достаточно распространенной в либеральной среде позиции, принадлежащую некоему Валерию Панюшкину: «Я русский, но я всерьез думаю, что логика, которой руководствуется сейчас мой народ, сродни логике бешеной собаки. Бешеная собака смертельно больна, ей осталось жить три – максимум семь дней. Но она об этом не догадывается. Она бежит, сама не зная куда, характерной рваной побежкой, исходит ядовитой слюной и набрасывается на всякого встречного. При этом собака очень мучается, и мучения ее окончатся, когда ее пристрелят». Здесь уместен анекдот. Помните: «Если генерал говорит “да” – это значит “да”; если генерал говорит “нет” – это значит ”нет”; если генерал говорит “может быть” – это не генерал. Если дипломат говорит “да” – это значит “может быть”; если дипломат говорит “может быть” – это значит “нет”, если дипломат говорит “нет” – это не дипломат. Если девушка говорит “нет” – это значит “может быть”; если девушка говорит “может быть” – это значит “да”, если девушка говорит “да” – это не девушка». Так и с в конец запутавшимся на либерализме Панюшкиным. Возможно, папа с мамой у него и были русским. Но сам он кто угодно – только не русский: русский так сказать не может по определению. Как и в любом другом сообществе, здесь есть свое не всегда формальное членство, свои не во всем формальные права и обязанности. Ну, не попадает туда такой Панюшкин.
Конечно, на этом поле появлялись не только опереточные злодеи из знаменитой когда-то «Памяти», очень удобные компетентным органам при необходимости на роль чучела страшного русского национализма или фашизма – по требованию момента. Работа «Комитета русских беженцев» умерла со смертью подвижника Г. Литвиновой. Перспективная уральская организация заглохла после того, как попал под машину на пустынной ночной улице возвращавшийся с рабочей встречи ее руководитель Липатников. Лидера крепкой питерской организации Н. Лысенко сдали российские депутаты, лишив неприкосновенности по близким к политическим мотивам. Через какое-то время обвинение сняли, но этого времени оказалось достаточно для развала организации. А разваливать было что. На конец 90-х у них было обеспечено финансирование, позволившее иметь дюжину освобожденных членов, они выпускали две газеты, успешно провели компанию по выборам в Госдуму.
Что ж, безраздельно властвовавшая КПСС организовала процесс Перестройки так, как ей было надо. Это коммунисты своим голосованием предали город русской славы Севастополь, отдав его Украине. Крым, Севастополь – теперь предмет отложенного территориального спора с Украиной. С людьми, так называемыми правами человека и международным правом никто не посчитался. Как скот подарили. Это нельзя считать законным. Такое проходит только пока у России по-настоящему голос не прорезался. Это только один из вопросов, решаемых на сегодняшний день за счет скрепляющей пока Россию нации. Отсюда заинтересованность держать нацию в заторможенном состоянии. Загнется нация или распрямится – в любом случае усугубляющийся русский вопрос может привести к серьезным потрясениям. Можно его бояться, можно пытаться забыть, можно выдумывать русский национализм и тормозить позитивные сдвиги, но когда-то наступает пора оставить страусиный подход. Беспамятство и разобщенность характерны для оппозиции. В 1990 году в буквальном смысле слова шокирующее воздействие оказал цикл статей Анатолия Кузьмича Цикунова, подписанных А. Кузьмич. С привлечением массива международных и внутрисоюзных документов впервые была отчетливо показана логика развития мировой системы и историческая вовлеченность наших власть предержащих в разграбление страны, понятие «золотой миллиард» и мировая доминанта борьбы за стремительно сокращающиеся запасы ресурсов. Кто из деятелей оппозиции теперь помнит о неожиданно для всех умершем в командировке авторе?
Сейчас в создателях абсолютного патриотического бестселлера некто Паршев, наподобие не знавшего что всю жизнь говорит прозой персонажа, уже догадавшийся о существовании климатической ренты и политической географии, но еще не понимающий, что при анализе функции многих переменных нельзя ограничиваться одним аргументом. Что называется, приплыли. Как известно, оппозиционер Руцкой в 1993 году три дня был законным Президентом России и за это время не сделал ровно ничего. Его, что ли, поддерживать? Очередного Константинова, Стерлигова, Зюганова? Так что народ абсолютно прав, что уже не бросается очертя голову поддерживать очередной фронт национального спасения с очередной бредятиной – Армией Воли Народа, не имеющей ни стратегии, ни тактики, ни плана развертывания. Наподдерживались. Еще Лев Толстой писал когда-то для детей о пастушке, прокричавшем несколько раз: “Волки! Волки!” В давнем конфиденциальном разговоре один крупный бизнесмен объяснял примерно так: «Я здесь живу и готов давать деньги на толковых, работающих на развитие политиков. Скажи, кому. Только без дураков, чтобы мне хватило информации для принятия решения – как по бизнес-плану». Тогда называть оказалось некого.
Помните, чем занимался по основной работе автор «Робинзона Крузо»? Разъезжал по Англии для организации политического сыска. В одном из произведений Честертона герой по заданию полиции внедряется в тайную организацию. Когда там объявляют о разоблачении агента полиции, у него душа в пятки уходит. Но пронесло: разоблачен другой агент. Через какое-то время разоблачен еще один. Потом еще один. И так вся организация. Американцы в свое время признавались, что не смогли внедрить агентов спецслужб только в две заметные молодежные банды – из-за крайне изуверского обряда посвящения. Царская охранка держала среди большевиков немало своих людей. Ирландское и баскское подполье после внедрения агентов полиции резко изменили тактику и утратили былую поддержку населения. В процессе над левыми эсэрами ключевую роль сыграли внедренные к ним в 1918 году агенты ЧК (Семенов, Коноплева). Хотелось бы знать, какой вклад в вялость и инертность нашей общественной жизни и национальной оппозиции внесли спецслужбы? Да и в экстремизм, кстати, тоже.
Представляется мало вероятным, чтобы такая организация, как васильевская «Память», могла существовать без прямого курирования КГБ. Такая змея в террариуме: «Она на тебя шипит, а ты не моги – она за стеклом». Всегда под рукой для демонстрации угрозы русского национализма, но никогда не действующая всерьез. Напомним, что начиналась эта организация с совершенно другого: группа энтузиастов собралась вокруг умеренно национальной исторической книги Чивилихина «Память». Но разве так можно… На роль лидера продвинулся Дим Димыч, а его «памятники» оформились в образ врага. Хотя, конечно, были среди них, наверняка, отличные ребята... На очередном витке развития очень вовремя для демонстрации «звериного лица национализма» возникли и подозрительно долго выживают скинхеды. Да что там говорить. Практически любое крупное протестное мероприятие в любой стране привычно перерастает через немотивированные хулиганские выходки в погромы и уже обоснованно подавляется полицией.
Жизнь на Руси никогда не была простой и легкой. Выступающее сегодня фактически началом нашей истории принятие христианства проходило отнюдь не благостно, сопровождалось фантастическими жертвами и зияющими культурными и общественными потерями, по сравнению с которыми большевистские гонения на церковь меркнут; двоеверие сохранялось не одно столетие, включая татаро-монгольские; отбирать суеверные книжицы, творящие тщету христианскому спасению, продолжали чуть ли не до девятнадцатого века; помните, еще Герцен отмечал, что лицо русского крестьянина – не лицо раба, так и было – до введения христианства. Иван Грозный с опричниной, смутное время, политика больших потрясений Петра Великого, беременный катаклизмами раскол в обществе в ХIХ веке, век войн и революций – двадцатый. Наши предки жили, творили, любили, боролись и выжили в этих условиях. По непредвзятым оценкам можно заключить, что капитализм западного типа развивался за счет доходов от колоний – протестантская этика была вторичным фактором; Россия, благодаря усилиям наших прадедов, вышла на сопоставимый уровень экономического развития без этого ресурса. Уже хорошо, когда хоть изнутри не мешали.
Так, православный царь Александр II на манер лучшего немца Горбачева как лучший американец практически подарил Соединенным Штатам русскую Аляску со всей собственностью освоившей эту территорию нашей Российско-Американской компании и информацией о богатстве недр. Были у него свои, возможно такие же, не доступные обычному разуму соображения, надолго повергшие российское общество того времени в шок. А до того вообще ни за что, по конвенции о разграничении от 16 февраля 1825 года, Россия отказалась от принадлежавших нам земель, на которых впоследствии были созданы богатейшие северо-западные штаты Вашингтон и Орегон. В общем, по этой конвенции из наших владений на материке Америка за нами осталась лишь одна треть – Аляска.
Стремительную русскую экспансию через Амур на Манчжурию и Китай остановил и развернул только бездарный Нерчинский договор 26 августа 1689 года. Так есть ли у нас оправдания, чтобы ожидать для себя послаблений или отчаиваться от наших проблем? Знаем – под лежачий камень вода не течет. Ресурсы есть. Погашенный реальной перестроечной политикой всплеск деловой активности второй половины восьмидесятых, та проигнорированная возможность подъема страны показали и потенциальные масштабы этого ресурса, и то, как мало надо для его пробуждения. Политическая вовлеченность общества в 1991 и 1993 годах была колоссальной. Это видно уже по объему списков желающих поддержать, которыми увлекались тогда многие организации. Да и теперь: стоило появиться бреши между финансовыми встрясками – пошло развитие. Важно определиться с местом приложения сил. Подзабытое российское умение мобилизовать народные силы должно быть извлечено из-под спуда. Стоит чуть где освободить людям руки, и невостребованный вчера могучий потенциал сразу проявляется.
Не наше дело загадывать результат. Нам – вкалывать".

Thumbs up Thumbs down

24

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

andmak пишет:

Анархизм Мангазея просто заколебал...
В. Волков, С. Соколов.
Антиманипулятор. Типизация постперестроечного государственного устройства в контексте глобализации и перестройки. М.: «АИРО–XXI». 2009 г.  стр. 66-74:


Сейчас в создателях абсолютного патриотического бестселлера некто Паршев, наподобие не знавшего что всю жизнь говорит прозой персонажа, уже догадавшийся о существовании климатической ренты и политической географии, но еще не понимающий, что при анализе функции многих переменных нельзя ограничиваться одним аргументом. Что называется, приплыли. Как известно, оппозиционер Руцкой в 1993 году три дня был законным Президентом России и за это время не сделал ровно ничего. Его, что ли, поддерживать? Очередного Константинова, Стерлигова, Зюганова? Так что народ абсолютно прав, что уже не бросается очертя голову поддерживать очередной фронт национального спасения с очередной бредятиной – Армией Воли Народа, не имеющей ни стратегии, ни тактики, ни плана развертывания.

Полагаю, Сергей Стрыгин не будет доволен Вашим выпадом, уважаемый andmak. Он довольно тесно связан с Армией Воли Народа, которая пару-тройку лет назад участвовала в акции на территории МК "Медное"

Thumbs up Thumbs down

25

Re: ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ РОГОВ: УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ГЕРОЯ РОМАНА В. ШИШКОВА

Игорь Мангазеев пишет:

Один очень крупный российский анархист утверждает:

Не знаю ни одного российского современного анархиста крупнее Мангазеева. Какой пробел в моем образовании.

Может, это Лимонов? На словах конкурирующая вроде с анархизмом фирма, а по сути, мне кажется, одно и то же.

Thumbs up Thumbs down