Сегодня телегруппа в лице журналиста Натальи Поповой, оператора Игоря Михайлова, шофера Андрея и консультанта Сергея Стрыгина в 10.30 прибыла на Волынское кладбище. Вместе с ними был и я.
Проведена обзорная съёмка Волынского кладбища, основанного еще в 17-м веке, до 1917 года весьма ухоженного, так как на нем хоронили преимущественно небедных горожан, купцов, священников. Но в наши дни кладбище совершенно заброшено. В кустарник мы не пролезали, а на территории примерно 80 м х 100 м виднелись три-четыре православных креста, пара поваленных надгробий, пять-шесть металлических оградок (в том числе с крестами).
Исключение составило надгробье из черного гранита для юноши (1927-1943) и незабытая, но бесфамильная могила, возможно, блаженной Варвары. С южной стороны кладбища находится воинское захоронение с памятником и памятными досками.
Отец Сергий Дмитриев прибыл в 11.15.
Вкратце он рассказал следующее:
-- В 2004 году году сатанисты, у которых на Волынском кладбище было капище, с третьей попытки подожгли деревянный храм Серафима Саровского, выстроенный на кладбище незадолго до этого. Храм был сильно поврежден. Его начали восстанавливать. Землю копали вручную, так как хорошо знали о близости кладбища. Но когда к 14 июня 2005 года остался только один участок размерами 4 м х 4 м, обратились к услугам экскаваторщика -- уже не ждали, что наткнемся на останки. Ковш экскаватора вывернул человеческие кости. Я пригласил сотрудников прокуратуры, они завели уголовное дело. В этом месте обнаружились останки около 100 человек, с признаками насильственной смерти. Все черепа с характерными отверстиями, люди были одинаково одеты в простую одежду, калоши. Тела лежали плотным слоем. Расстрелы производились в управлении НКВД, в подвалах.
-- А могли расстреливать в СИЗО-1? -- спросил Сергей Стрыгин.
-- Я сам исследованием этого вопроса не занимался, но, наверное могли, -- ответил отец Сергий. -- Со слов очевидцев из числа местных жителей известны три места, где хоронились жертвы. Это Медное, это Волынское кладбище и кладбище при храме Неопалимой Купины, еще более заброшенное, чем Волынское кладбище. [Речь идет об участке городской территории, о которой сообщал профессор М.М. Фрайденберг
http://katyn.ru/index.php?go=Pages& … amp;id=632
-- И.М.] В 30-е годы расстрелы на Волынском кладбище не производились, а с примерно с середины 40-х местные жители слышали выстрелы в ночное время. По открытым (для обозрения) делам невозможно определить, сколько человек погребено в том или ином месте.
-- Сотрудники ГМК "Медное" говорят о 500-600 человек, похороненных в 30-е годы на Волынском кладбище, -- продолжил Стрыгин. -- А сколько в действительности?
-- Может быть, сотни, но, может быть, и тысячи. Ямы, которые вы видели на кладбище, и есть рвы. Существует оборудование, с помощью которого можно было выяснить где находятся скопления тел, но оно дорогое, и в нашем распоряжении его нет. Моя позиция, необходимо возводить на Волынском кладбище мемориал. Но делать это без политической шумихи".
***
Думаю, Сергей Стрыгин дополнит своими репликами этот текст.
Вывод мой таков (и с ним согласен Сергей Стрыгин): расстрелы советских политзаключенных, а также польских военнопленных могли производиться в СИЗО-1, -- про свидетельство Станислава Дударева я упоминал еще в декабре 1991 года. (В таком случае, еще при поступлении в СИЗО-1, их могли переодевать в обычную одежду зэков, что, по мнению Сергея Стрыгина, существенно упростило бы подготовительную процедуру к расстрелу и скрыло многие следы, по которым можно было бы установить подданство расстрелянных).
Трупы польских военнопленных могли хоронить, кроме Медного, на Волынском кладбище и кладбище Неопалимой Купины.
От СИЗО-1, находящегося на правом берегу Волги, до уреза реки Волги сегодня метров 50-80. Волга имеет ширину метров 60-70 (практически это не река, а водохранилище: после заполнения ложа Московского моря вода поднялась едва ли не до Ржева. До заполнения Московского моря Волгу можно было перейти вброд). Кладбише Неопалимая Купина находится западнее моста на левом берегу (на правом берегу мост начинается прямо от выского бетонного забора СИЗО-1). Очевидно, основной сложностью при транспортировке трупов было преодоление водной преграды.