26

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

zdrager пишет:

... вопрос уже почти философский. Немцам приходилось распределять свои силы по огромному фронту, от Мурманска до Ростова.

Вы сильно преуменьшаете роль Калининского операционного, а точнее - оперативно-стратегического направления (последнее возникло во второй декаде 1941 года).
Главная задача стояла перед группой армий "Центр".  Разделение ГА "Центр" на три направления: это вовсе не мелкий, мало что значащий эпизод.

zdrager пишет:

Но все эти рассуждения в пользу бедных и в послевоенных мемуарах. В тот роковой октябрь немецкое командование принимало именно такие решения, да, в условиях дефицита как живой силы, так и всех прочих ресурсов.

Полагаете, немецкие генералы "рассуждали" пост-фактум?
А разве не сохранились протоколы совещаний с участием Гитлера, которые и придумал "трезубец"?
Ведь в своих мемуарах генералы утверждают, что выступали против именно на этих совещаниях, по времени - до начала октября.

Thumbs up Thumbs down

27

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Игорь Мангазеев пишет:
zdrager пишет:

... вопрос уже почти философский. Немцам приходилось распределять свои силы по огромному фронту, от Мурманска до Ростова.

Вы сильно преуменьшаете роль Калининского операционного, а точнее - оперативно-стратегического направления (последнее возникло во второй декаде 1941 года).
Главная задача стояла перед группой армий "Центр".  Разделение ГА "Центр" на три направления: это вовсе не мелкий, мало что значащий эпизод.

zdrager пишет:

Но все эти рассуждения в пользу бедных и в послевоенных мемуарах. В тот роковой октябрь немецкое командование принимало именно такие решения, да, в условиях дефицита как живой силы, так и всех прочих ресурсов.

Полагаете, немецкие генералы "рассуждали" пост-фактум?
А разве не сохранились протоколы совещаний с участием Гитлера, которые и придумал "трезубец"?
Ведь в своих мемуарах генералы утверждают, что выступали против именно на этих совещаниях, по времени - до начала октября.

Thumbs up Thumbs down

28

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Что-то я заблудился. О чем речь тут вообще?

Thumbs up Thumbs down

29

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

zdrager пишет:

Что-то я заблудился. О чем речь тут вообще?

Я веду речь о том, что "трезубец" Гитлера был нецелесообразен с военной точки зрения. А с какой? Некоторые советские историки, додумывая за верхушку Третьего рейха, объясняли поворот 3-й танковой группы на Калинин экономической целесообразностью. Заблаговременной-де подготовкой "зимних квартир".

У меня несколько другая версия, военно-политическая. Одновременно с экономическими задачами Гитлер и его ближайшие подручные намеревались попутно решить важную военно-политическую задачу по результатам военной экспедиции в Медное: отсрочить открытие второго фронта в Европе, а лучше заключить сепаратный мир с Англией.
У международного сообщества ещё был свеж в памяти полёт в Англию Рудольфа Гесса с "миссией мира". Но Сталин уже в июле в публичной речи высказал надежду, что Советский Союз не останется один на один с Германией. Поэтому открытие медновского захоронения в геббельсовском изложении (как это было с Катынью) серьёзно ударило бы по престижу СССР. В этом нет никаких сомнений. В пропагандистком плане, негативный эффект от сокрушительного поражения под Сталинградом был существенно уменьшен "победой" гитлеровцев в Катыни.

Thumbs up Thumbs down

30

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Вчера в Тверском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (Тверь, ул. Советская, 58) прошла III Межрегиональная научно-практическая конференции «Проблемы войны и мира в современном обществе».

На пленарном заседании выступили, в частности: заместитель директора ТФ МЭСИ по научной работе Галина Юрьевна Ассорина; доктор исторических наук, профессор ТФ МЭСИ Татьяна Ивановна Славко; кандидаты исторических наук, доценты Тверского госуниверситета Валерий Павлович Суворов и Нина Ивановна Иванова. Затрагивались такие серьезные темы, как фальсификация военной истории (включая партизанское движение), значение национальности на войне, жизнь в оккупации и другие темы.

Валерий Павлович Суворов сделал доклад "Истребительные батальоны Калининской области в годы Великой Отечественной войны". На мой взгляд, учёный лишь немного дополнил материалы, опубликованные в сборнике "От ЧК до ФСБ. 1918 - 1998" (Тверь, 1998).

Валерий Павлович Суворов пришёл к выводу, что деятельность истребительных батальонов в Калининской области была весьма эффективной. Не оспаривая этот вывод, я попросил Валерия Павловича Суворова разъяснить, почему в Калинине оба моста через Волгу - шоссейный в центре и железнодорожный на западной окраине - не были взорваны, хотя их охраняли подразделения НКВД? Так, Волжский шоссейный мост охранял истребительный батальон, состоявший из командиров НКВД.

Валерий Павлович Суворов ответил: "Я знаю Вашу версию о том, что мосты нужны были для того, что рассеять, рассредоточить немецкие войска, наступающие на Москву в ходе операции "Тайфун". Но она ничем не подтверждена. Есть свидетельство, что Волжский шоссейный мост остался целым потому, что немцы перебили кабель к заряду взрывчатки. Второе объяснение - чрезмерная централизация НКВД, не оставившая запаса времени для принятия важного решения."

"Но немцы кабель перебили уже на самом Волжском мосту, а не благодаря работе диверсантов, - возразил я. - Кроме того, на железнодорожном мосту взрывы были, но взорванными оказались почему-то только рельсы, и танки могли переправляться по железнодорожному мосту на левый берег".

Валерий Павлович Суворов оставил без ответа моё возражение.

Примечательно, что во время доклада Валерия Павловича Суворова
присутствовали студенты 4-го курса ТвГУ, скорее всего, его подопечные.
К слову, 13 марта 2011 года Валерий Павлович Суворов баллотировался в депутаты Законодательного Собрания Тверской области от Коммунистической партии РФ.

Thumbs up Thumbs down

31

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Шла война, кто-то успевал взорвать мосты, кто-то не успевал. Немцам тоже не всё удавалось, например, взорвать Краков. Какие далеко идущие выводы сделаете из этого факта?

Thumbs up Thumbs down

32

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Владимир пишет:

Шла война, кто-то успевал взорвать мосты, кто-то не успевал. Немцам тоже не всё удавалось, например, взорвать Краков. Какие далеко идущие выводы сделаете из этого факта?

Обращая особое внимание на первый пост, изучайте тему:
http://katyn.ru/forums/viewtopic.php?id=539

Thumbs up Thumbs down

33

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Войска НКВД упорно обороняли всю границу СССР, погранвойска туда входили.

Thumbs up Thumbs down

34

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Игорь Мангазеев пишет:
zdrager пишет:

Что-то я заблудился. О чем речь тут вообще?

Я веду речь о том, что "трезубец" Гитлера был нецелесообразен с военной точки зрения. А с какой? Некоторые советские историки, додумывая за верхушку Третьего рейха, объясняли поворот 3-й танковой группы на Калинин экономической целесообразностью. Заблаговременной-де подготовкой "зимних квартир".

А имена этих историков привести не затруднит?  big_smile

Thumbs up Thumbs down

35

Re: Шоссейный и железнодорожный мосты в Калинине в октябре 1941 года

Имена в этой теме:
http://katyn.ru/forums/viewtopic.php?id=539

Thumbs up Thumbs down